...
Жил рабочий в городе, и отработался и пошел домой.На выходе встретился ему прохожий. И сказал прохожий:"Пойдем вместе, мне туда же,и я дорогу хорошо знаю". Рабочий поверил и пошли они вместе. Прошли они час, два, и кажется рабочему, что дорога не та, по которой он шел в город. И говорит он: "Помнится,не та это дорога". А прохожий говорит: "Это самая настоящая короткая дорога. Верь мне, я хорошо знаю".Послушался рабочий и пошел за ним. И что дальше шел, то хуже и хуже становилась дорога, и все труднее и труднее было идти. И прожил и проел рабочий все, что заработал, и все не было дома. Но чем дальше он шел, тем все больше верил, и под конецуверился, что дорога настоящая. А уверился он потому, что не хотелось назад возвращаться, и все надеялся, что и по этой дойдет. И так забрел рабочий далеко от дома, и долго бедствовал. Так бывает с теми, которые не слушают голоса духа в себе, а верят чужим словам о Боге и Законе Его.
___
Истинно знает закон Бога человек только тогда, когда делает то, что считает законом Бога.
__
Настоящая вера не в том, чтобы знать, в какие дни есть постное, в какие ходить в храм, и в какие слушать и читать молитвы, а в том, чтобы не в одни праздинки , а всегда жить доброю жизнью в любви со всеми, всегда поступать с ближними, как хочешь чтобы поступали с тобой. В этом истинная вера. И этой учили всегдавсе истинные мудрецы и святой жизни люди всех народов.
__
Не бойся откидывать от своей веры все лишнее, телесное, видимое, осязаемое; чем больше ты очистишь духовное ядро, тем яснее узнаешьистинный закон жизни.
__
Одно необходимо: отдаться Богу. Будь сам в порядке и предоставь Богу распутывать моток мира и его судеб. То, что должно быть -будет. То, что будет-будет благом. Чтобы совершить путь жизни, ничего не нужно для человека, как кроме знания того, что добро-добро, и что его и надо делать.
__
Общество не может жить доброй и разумной жизнью без общей религии; общественная деятельность в таком обществе будет заключаться в приложении начал, установленных религией. Где нет этой общей религии, там правит воля большинства, состоящая в постоянной переменчивости и угнетении остальных. Без религии можно принуждать людей, но нельзя убедить. Без религии большинство будет тираном, а не воспитателем людей. (Мадзини.)
__
То, что видишь часто людей, жертвующих всем, даже жизнью, ради суеверий: дуэли, войны, самоубийтсва, религиозные изуверства, а редко таких, которые всю жизнь свою сообразовали бы с истинной,-происходит оттого, что легко отдать жизнь под влиянием толпы, и очень трудно быть настолько твердо убежденным в истине, чтобы быть готовым жить только ради неё.()
__
Когда дождевая вода течет по желобам, то нам кажется, что она вытекает из них. Но ведь вода падает с неба. То же и с поучениями святых и мудрецов: нам кажется, что поучения идут от них, а они идут от Бога. (Рама Кришнп)
...
Всякий человек живет духом, но не каждый знает об этом.И когда человек не знает этого, он всего боится. Но стоит человеку поверить в то, что жизнь его в духе, и ему уже нечего бояться, потому что никто не может сделатьничего дурного душе человека.
__
Есть обязанности к ближнему и есть у каждого человека обязанность к себе, к тому духу, который живет в нем-обязанность эта в том, чтобы не осквернять, не унижать, не заглушать этого духа, и не переставая растить его.
__
В тебе, только в тебе и все радости рая, и все муки ада. Делай то, чего хочет от тебя твое тело: добивайся славы, почестей, богатства, и жизнь твоя будет адом. Делай то, что хочет от тебя дух, живущий в тебе: добивайся смирения, милосердия, любви, и тебе не нужнобудетникакого рая. Рай будет в душе твоей.
__
В важных вопросах жизни мы всегда одни, наша настоящая история почти никогда не может быть понята другими. Сущность истории нашей жизни есть наше отношение к духу, живущему в нас, наше приближение и удаление от него.
__
Куда бы тебя судьба ни забросила, всюду с тобой твоя сущность, твой дух, средоточие жизни, свободы и силы.Нет в мире внешних благ или величия, для которых стоило бы человеку заглушать в себе сознание этого духа, расторгать свой союз с ним и подрывать ценность своей души внутренним разладом с самим собой. Укажи, что мог бы ты купить ценою такой жертвы? (Марк Аврелий.))
__
Для того, чтобы понять истинное значение вещей, необходимо сводить все видимое к невидимому, все телесное к духовному.
__
Для того, чтобы увидеть истинный свет, каков он есть, надо самому стать истинным светом.(Ангелус.)
__
В нашей душе есть кажущаяся сначала удивительной потребность действовать иногда во вред своему телу, понуясь каким-то нетелесным требованиям. Не нужно доказывать существование души тому, кто испытал это.
__
Бог говорит: "Я был никому неизвестным сокровищем. И я пожелал быть известным. И вот я создал человека."(Магомет)
__
Если кто-нибудь сомневается в том, что жизнь есть нечто духовное, а тело только необходимое условие, то пусть он подумает о том, что такое его Я. Ведь это Я никак не тело, и не сознание своего тела в настоящую минуту, а сознание всего того, что соединено в одно целое моим воспоминанием.Даны все эти воспоминания чувствами тела, но владеть этими воспоминаниями и признает их собою никак не тело.
...
Счастье своё человек находит только в служении ближним. А находит он счастье в служении потому, что, служа другим, он соединяется с тем духом, который живет во всём.
___
Беда, если человек освободит себя от связи с ближним и скажет про другого: "это дрянной, пропащий человек", и перестанет видеть в нём брата. Такой человек отрежет себя не от одного этого человека, но от всех людей.
___
Отгоняй от себя всё то, что мешает тебе видеть свою связь со всеми живыми.
___
Нет такого дурного дела, за которое был бы наказан только тот, кто его сделал. Мы не можем так уединиться, чтобы то зло, которое есть в нас, не распространялось. Наши дела, и добрые и злые, как наши дети: они живут и действуют независимоот нашей воли.
Джордж Эллиот.
___
У Чаннинга спрашивали: в чём главная сущность характера Христа. Он отвечал так: "Главная сущность характера Христа - это его уверенность в величии человеческой души. Христос виделв человеке отражение и образ Божества и потому любил человека, кто бы он ни был, какие ни были условия его жизни и характера. Иисус смотрел на людей взором, пронизывающим материальную оболочку, - тело исчезало перед ним. Он смотрел сквозь наряды богатого и лохмотья нищего в душу человека; и там, среди мрака невежества и пятен греха, он находил и зачатки силы и совершенства, которые могут развиваться бесконечно, и духовную, безсмертную природу. В самом низко падшем, развращенном человеке он видел существо, которое может превратиться в ангела света. Даже более того: он чувствовал, что в нём самом нет ничего такого, чего бе не мог достигнуть каждый человек."
___
Ветвь, отрезанная от своего сучка, тем самым отделилась от целого дерева. Так и человек при раздоре с другим человеком отрывается и от всего человечества. Но ветвь отсекается постороннею рукою, человек же сам отчуждает себя от ближнего своего ненавистью и злобой, не ведая, правда, что он тем самым отрывает себя от всего человечества.
Марк Аврелий.
___
Часто человек удивляется, почему он сам для себя загадка. Но он сам для себя загадка только тогда, когда он забывает свое отношение ко всему человечеству. А когда он забывает его, то забывает своё отношение и к Началу всего. А забывая это, как же может он понимать правильно свою жизнь?
Кришна.
...
В дурные минуты не чувствуешь Бога, сомневаешься в Нем. И спасение всегда одно и верное: перестать думать о Боге, а думать только об Его законе и исполнять его: любить всех, и сейчас кончается сомнение, и опять чувствуешь Бога и закон Его.
___
Если человек и не знает, что он дышит воздухом, он знает , что он лишился чего-то, когда задыхается. То же бывает и с человеком, когда он лишился Бога, хотя бы он и не знал, от чего он страдает.
___
Необходимость признания Бога чувствуется яснее всего тогда, когда мы отказываемся от Него, забываем Его.
___
Понять Бога я не могу, но знаю Его, знаю направление к Нему, и даже из всех моих знаний это самое достоверное.
___
Разум, который можно уразуметь , не есть вечный разум. Существо , которое можно назвать , не есть вечное существо.
Лао Тсе.
___
Мы познаём существование Бога не столько разумом, сколько сознанием той полной зависимости от Него, в которой мы себя чувствуем, в роде того чувства, которое испытывает грудной ребенок на руках матери.
Ребенок не знает, кто держит, кто греет, кто кормит его, но знает, что есть этот кто-то, и мало того, что знает, - любит того, во власти кого он находится. То же и человеком.
___
Если человек считает что-либо великим, то это значит, что он не смотрит на вещи с высоты Бога.
Ангелус.
___
То, что во мне не телесно, я называю душой. То, что не телесно во всем мире, я называю Богом.
___
Для чего я, существо отделенное, сознаю то все, от чего я отделен, а вместе с тем чувствую себя только частью? Зачем существо это, мое Я, изменяется? Я не могу понять ничего этого. Но не могу не предполагать этому разумную причину, смысл,- не могу не допускать такого существа, которому причина, смысл этот понятны, которое само не отделено и не составляет часть, а целое, Все.
...
Воля Бога в том, чтобы было хорошо не мне одному, а всем. А чтобы всем было хорошо, есть только одно средство: то, чтобы все желали блага не себе, а друг другу.
___
Если спросить у человека, кто он, никакой человек не может ничего другого ответить, как только то, что Я - Я. А если все люди - Я, то Я это во всех одно и тоже. Так оно и есть.
___
Бог живет во всяком человеке. И нет той души, в которой не могло бы пробудиться сознание Его. Пробудившееся же сознание неудержимо влечет человека к единению с Богом и людьми.
___
Если бы человек и мог телесно жить без людей, он душевно не может жить один. Душа его стремиться соединиться с другими душами и с Началом Всего. По телу каждый человек отделен от других и от Начала Всего, но по душе он не может быть отделенным. Он сознает себя всегда единым со всеми существами, с Началом всего.
___
Люди часто, стремясь к внешнемуединению с известными, избранными людьми, нарушают единое истинное, внутреннее единение. Соединяясь в семьи, сословия, народы, государства, люди только ставят непреодолимые преграды истинному единению.
Истинное единение никак не может быть достигнуто отбором одних людей от других, а только стремлением каждого человека к совершенству Отца. Только это стремление, уничтожая все искусственные деления людей , приводит всех к истинному и нераздельному единнению.
___
Чем больше человек живет телом, тем меньше для него возможности общения, слияния с другими. Процесс жизни телесной каждого отдельного существа - в освобождении от плоти; процесс жизни общей - в слиянии всех воедино.
___
Нет успокоения ни тому, кто живет для мирских целей среди людей , ни тому, кто живет для духовной цели один. Успокоение только тогда , когда человек живет среди людей для удовлетворения своих духовных требований.
...
И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря: Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же, пободная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.
МО. XXII, 35-40.
___
Любить Бога всем сердцем и всем разумением значит любить то божественное начало жизни, которое дает жизнь тебе и всем людям.
___
Когда мы любим всех людей, на душе нам бывает особенно радостно, и мы ничего не боимся, ничего не желаем. Отчего это? А оттого, что любовь - это Бог. И любя мы соединяемся и с Ним и со всеми живыми в мире. А чего же желать и бояться, когда мы заодно с Богоми со всем миром.
___
Лепестки цветов опадают, когда плод начинает расти. Также отпадут от тебя твои слабости, когда начнет расти в тебе сознание духа.
Хотя бы в продолжение тысячелетий мрак наполнял пространство, оно становится тотчас же светло, когда свет проникает в него. Так и твоя душа: как бы долго она ни была поглощена мраком, она тотчас же осветится, как только дух откроет в ней глаза свои.
Браминская мудрость
___
Тот, кто требует от жизни только улучшения своего существа, нравственного усовершенствования в смысле внутреннего удовлетворения и религиозной покорности, наверное лучше, чем кто-либо, исполняет назначение и своей жизни и жизни всего человечества и наверное получает наибольшее доступное человеку благо.
Амиель.
___
Любить велить нельзя, любовь есть высшее проявление души и потому ничем не может быть вызвана. Она вызывает все другое. Любить можно только Бога, потому что это свойственно человеку: как только он свободен от соблазнов, он невольно больше всего любит Бога, т.е. истину, добро, любовь. А потому и сказано: "люби Бога и ближнего", т.е. "будь добр к ближнему потому, что любишь Бога".
___
Есть любовь к высшему, когда преклоняешься перед любимым. И есть любовь, и самая нужная - перенесение себя в другого, страдающего человека, сострадание, желание не быть им и, вместе с тем, сознание того, что тыы нем. Первая любовь - любовь к святым, к лучшим людям, может перейти в зависть, но легко усваивается людьми. Вторую же любовь - любовь к страдающим, надо поддерживать всеми силами души, чтобы не дать ей перейти в отвращение.
В первой любви мы желаем, что мы не такие, как те, кого любим: те хороши, а мы плохи; во второй любви мы жалеем, что люди не такие, как мы: мы здоровы, целы, а они больны, калеки; мы добрые, а они злые.
Вот тут надо особенно стараться выработать в себе такое же отношение к духовно - больным людям, развращенным, заблуждающимся, гордым (что особенно трудно), как к больным телесно: не сердиться на них, не спорить с ними, не осуждать их, а если не можем помочь, то жалеть их за то, ещё более, чем телесные, тяжелые духовные качества, которые они несут и которые не легче, а много тяжелее телесных.
___
Человек любит людей настоящей любовью не потому, что ему это выгодно, а потому, что в любви он находит счастье.
___
Постарайся полюбить того, кого ты не любил, осуждал, кто оскорбил тебя. И если это удасться тебе сделать, ты узнаешьновое радостное чувство. Как свет ярче светит после темноты, так и, освобившись от не нелюбви, свет любви сильнее и радостнее разгориться в тебе.
___
Не заботьтесь о том, чтобы другие любили Вас. Любите, и Вас будут любить.
...
Нельзя быть безгрешным, но можно с каждым годом, месяцем и днем становиться все меньше и меньше грешным. В этом, в том, чтобы становиться все меньше и меньше грешным, и истинная жизнь и истинное благо всякаго человека.
___
Пришли две женщины к старцу за поучением. Одна считала себя великой грешницей. Она в молодости изменила мужу и не переставая мучилась. Другая же, прожив всю жизнь по закону, ни в каком особенном грехе не упрекала себя и была довольна собойю
Старец разспросил обоих женщин об жизни. Одна со слезами призналасьему во своем великом грехе. Она считала свой грех столь великим, что не ожидала за него прощения; другая же сказала, что не знает за собой никаких особенных грехов. Старец сказал первой: - Поди ты, раба Божия, за ограду и найди ты мне большой камень-такой, какой поднять можешь, и принеси... А ты, - сказал он той, которая не знала за собой больших грехов,-принеси мне тоже камней, сколько осилишь, только все мелкие.
Женщины пошли и исполнили приказание старца. Одна принесла большой камень, другая полный мешок мелких камней.
Старец осматрел камни и сказал:
-Теперь вот что сделайте: снесите назад камни и положите на те самые места , где взяли, и когда положите, приходите ко мне.
И женщины пошли исполнять приказание старца. Первая легко нашла то место, с которого взяла камень, и положила его , как он был; но другая никак не могла вспомнить, с какого места брала какой камень, и так , не исполнив приказание, с тем же мешком вернулась к старцу.
-Так вот, - сказал старец,-то же быает и с грехами. Ты легко положила большой и тяжелый камень на прежнее место, потому что помнила, откуда взяла его. А ты не могла, потому что не помнила, где взяла мелкие камни.
То же и с грехами. Ты свой грех, несла за него укоры людей и своей совести , смирялась и потому освобождалась от последствий греха. Ты же, - обратился старец к женщине, принесшей назад мелкие камни,- греша мелкими грехами, не помнила их, не каялась в них, привыкала к жизни в грехах и, осуждая грехи других , все глубже завязала в своих.
___
Ребенок так же, как и всякое животное , не зная в себе духовной жизни, не испытывает того , что испытывает взрослый человек: в одно и то же время двух противоположных желаний, - желания съесть самому и отдать просящему, отмстить и простить и т.п., верить тому, чему научили, или самому думать. Но чем старше становится человек, тем все чаще слышит он эти два противоположные голоса: требования тела и требования духа. И хорошо человеку, когда он заробеет перед требованиями духа и отдастся им.
___
Плохо, если человек думает, что в нем нет грехов, и ему незачем работать над собой. Но также плохо, когда человек думает, что он родился весь в грехах и в грехах умрет, и что поэтому ему и незачем над собой работать.
Разумная жизнь всякого человека - в уявлении для себя своих грехов, в борьбе с ними и в освобождении от них.
___
В первое время жизнив человеке совершается рост одного тела, так что человек считает собою свое тело. Он продолжает считать собою свое тело даже тогда, когда в нем пробуждается сознание своего Я, хотя это сознание уже никак не телесно, и, отдаваясь требованиям тела, поступает противно своей природе, делает себе вред, ошибаетсяЮ грешит. Но чем дольше живет человек, тем властнее и властнее заявляет себя его духовное Я и все дальше и дальше расходится с требованиями тела. И приходит время, когда тело стареется, слабеет, все меньше и меньше требует, духовное же Я все больше и больше растет. И тогда -то люди, привыкшие служит своему телу, чтобы не отречься от прошедшей жизни, придумавают соблазны и суеверия, которые до времени дают им возможность жить в грехах. Но как бы ни старались люди защитить тело от требований духовного Я, духовное Я неизбежно побеждает, хотя в последние минуты жизни.
___
Если ты заразился какой - нибудь страстью, то помни, что страсть эта не твоя душа, а совсем противное ей, что - то такое, что скрывает от тебя твою настоящую душу, и что ты можешьосвободиться от неё.
...
Людям надо бы учиться животных тому, как надо обходиться со своим телом. Как только у животного есть то, что ему нужно для его тела, оно успокаивается; человеку же мало того, что он утолил свой голод, он придумывает себе все более и более сладкие питьё и пищу.
___
Если бы люди не придумывали роскошных жилищ, одежд, пищи, все нуждающиеся теперь могли ды жить без нужды, а богатые - без страха за себя и свои богатства и без зависти и бедности бедных.
___
Казалось бы , для жизни людей им нужнее всего их разум, а между тем, как много людей не боятся для своего удовольствия заглушать этот разум табаком, вином, водкой.
___
Древне - греческий мудрец Пифагор не ел мяса. Когда у Плутарха, греческого писателя, спрашивали, почему и зачем Пифагор не ел мяса, Плутарх отвечал, что его не удивляет , что Пифагор не ел мяса, а удивляет , напротив, то, что были и ест люди, которые, имея столько средств пропитания зернами, овощами и плодами, могли решиться на то, чтобы поймать живое существо, зарезать его и съесть.
___
Тело, если оно только одно тело, как это бывает у младенца, бывает неприхотливо и всегда довольно тем, что ему дадут. Но когда в теле зародился разум, но он еще так слаб, что не успел покорить себе тело, тогда тело становится прихотливым и всегда недовольным и требующим все больше и больше.
___
Трудно себе представить то благотворное изменение, которое произошло во всей жизни людской, если бы люди перестали одурманивать себя водкой, вином, табаком, опиумом.
___
Уменьшение потребностей - вот что следует внушать самому себе и для чего надо стараться закалять себя. Чем меньше потребностей, тем счастливей , - старая, но далеко не признанная истина.
Лихтенберг.
...
Самый радостный труд - это труд земледельческий.
___
Какая самая лучшая пища? Та, какую Вы сами заработали.
Магомет
___
Несправедливо брать от людей больше того труда, какой даешь им. Но так как никак нельзя взвесить, больше ли ты даешь другим или больше берешь от них, и, кроме того, всякий всякий час ты можешь обзсилить, заболеть, и придется брать, а не давать, то пока есть силы, чтобы не быть несправедливым, старайся всегда работать как можно больше, а не меньше.
___
Богатый и бедный, сильный и слабый, всякий неработющий человек- негодяй. И потому хорошо всякому человеку уметь работать. Это нужно бедному для того, чтобы кормиться; а богатому для того, чтобы не чувствовать себя виноватым.
По Руссо
___
Все люди признают со временем истину, давно уже постигнутую передовыми людьми всех народов, а именно ту, что главная добродетель человечества состоит в подчинении законам высшего Существа. "Прах ты и в прах, возвратишься", это первый закон, который мы познаем относительно себя; второй же закон в том, чтобы возделывать ту землю, из которой мы взяты и в которую мы возвратимся. В этом возделывании и в тех отношениях, которые оно устанавливает между нами и животными и растениями, заключаются основные условия развития наших высших способностей и нашего выличайшего благополучия. Без этой же работы несмыслемы для человека ни мир, ни развитие его ума и искусства.
Джон Рёскин
___
Одно из великих преимуществ трудовой жизни перед праздностью это серьезность и твердость мыслей рбочего человека перед разно и многообразной случайностью и легкостью мыслей людей праздных.
___
Бывает труд ненужный, суетливый, нетерпеливый, раздраженный, мешающий другим и обращающий на себя внимание. Такой труд гораздо хуже праздности. Полезный труд всегда тихий, равномерный, незаметный.
___
Существует странное, укоренившееся заблуждение о том, что стряпня, шитьё, стирка, няньчание составляют исключительно женское дело, и что делать это мужчине-даже стыдно.
___
А между тем стыдно обратное; стыдно мужчине, часто незанятому, проводить время за пустяками или ничего не делать в то время, как усталая, часто слабая , беременная женщина через силустряпает, стирает или няньчит.
...
Половое чувство и во всех животных и в человеке вложено для великого дела: продолжения рода. И потому грех думать, что чувство это дано человеку только для удовольствия.
___
Как в пище людям приходится в воздержании учиться у животных: есть только, когда голоден, и не переедать, когда сыт, так приходится людям и в половом общении учиться у животных: так же, как животные, воздерживаться до полной зрелости, приступать к общению только, когда неудержимо влечешься к нему, и удаляться от него, как только достигнуты последствия: зарождение ребенка.
___
Как во всем в жизни, так и в браке не следует ставить себе многих внешних задач, а нужно задавать себе одному всегдашнюю внутреннюю задачу: жить хорошо. В браке больше, чем в чем - либо другом, надо не задавать себе никаких других целей, кроме единственной законной и оправдывающей брак цели: рождения, возвращения и воспитания детей.
___
Подумайте 10, 20, 100 раз, прежде чем жениться. Связать жизнь с жизнью другого человека половою связью есть самый значительный и чреватый последствиями поступок, какой только может совершить человек.
___
Если люди не знают другого блага, кроме личного наслаждения для одного себя, то влюбление представляется подъемом на высоту; но, изведав чувства любви к Богу и ближнему, ставши христианином хоть в самой слабой степени, нельзя не смотреть на влюбленность сверху вниз, как на чувство, от которого желательно быть свободным.
___
Что делать чистым юноше и девушке в половом вопросе? Чем руководствоваться? Соблюдать себя чистыми и стремиться к все большему и большему целомудрию мыслей и желаний. Что делать юноше и девушке, подпавшим соблазнам, поглощенными мыслями о безпредметной любви или о любви к известному лицу? Все то же: не попускать себя на падение, зная, что такое попущение не освободит от соблазна, а только усилит его, и все также стремиться к большему и большему целомудрию. Что делать людям, когда они не осилили борьбы и пали? Смотреть на свое падение не как на законное наслаждение, как смотрят теперь, когда оно оправдывается обрядом брака, не как на случайное удовольствие, которое можно повторять с другими, не как на несчастье, когда падение совершается с неровней и без обряда, а смотреть на это первое падение, как на вступление в неразрывный брак.
Что делать мужчине и женщине, вступившим в брак?
Все то же: стремиться вместе к освобождению себя от сладострастия.
___
Вступление в брак не может содействовать служению Богу и людям даже в том случае, если бы вступающие в брак имели целью продолжение рода человеческого. Таким людям вместо того, чтобы вступать в брак для произведения детских жизней, гораздо проще поддерживать и спасать те миллионы детских жизней, которые гибнут вокруг нас от недостатка, не говорю уже духовной, но материальной пищи.
...
Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб(Исход 21, 24). А Я говорю Вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему другую. И кто захочет судиться с тобой и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду. И кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два.
Мо. V, 38-41.
___
Если один человек может решить, что для добра многих надо сделать зло другому, то этот другой человек может точно так же решить, что для добра многих надо сделать зло тому первому, и так все будут делать зло друг другу и считать себя правыми - то самое, что и делается теперь в нашем мире.
___
Если бы мы переносили себя на место других лиц, то часто освобождались бы от чувств ненавести, которую мы питаем к ним; и если бы ставили других на свое место, то часто уменьшали бы свою гордость.
___
Ничем нельзя смягчить нашего гнева, даже справедливого, так быстро, как сказавши гневающемуся про того, на кого он гневается: "да ведь он - несчастный!" Ибо, что дождь для огня, то и сострадание для гнева. Пусть всякий человек, воспылав гневом против другого человека и задумав причинить ему страдание, - живо представит себе, что он уже сделал это, и видит теперь его страдающим духовно или телесно, или в борьбе с нуждой и нищитой, и может сказать себе: это дело моих рук. Если не другое что, то это может потушить его гнев.
Шопенгауэр.
___
Бывают такие люди, которые людят быть сердитыми, мрачными. Они всегда чем-нибудь заняты и всегда рады случаю оборвать, обругать того, кто к ним обратиться за каким - нибудь делом. Такие люди бывают очень неприятны. Но надо помнить, что они очень несчастны, не зная радости доброго расположения духа, и потому надо не сердиться не них, а жалеть их.
___
Жалко человека, когда он раздет, холоден, голоден, но во сколько раз больше надо жалеть человека, если он обманщик, пьяница, вор, грабитель, убийца. Тот человек страдает телом, а этот тем, что дороже всего на свете - душою.
Хорошо пожалеть бедного и помочь ему, но самое хорошее то, чтобы не осудить развратного, а пожалеть его и помочь ему.
___
Обрашаясь с ближним так, как они того заслуживают, мы делаем им только хуже. Обращаясь же с так, как будто они лучше того, что они представляют в действительности, мы заставляем их становиться лучше.
Гёте.
...
Настоящее Я человека духовно. И это я одно во всех. Так как же могут быть неравны между собой люди?
___
Главное дело жизни в улучшении своей души. Гордый же человек считает себя всегда вполне хорошим. Как же ему делаться лучше, если он и так хорош. От этого-то гордость особенно вредна. Она мешает человеку в главном деле жизни людей, в том, чтобы становиться лучше.
___
Человек не может не быть прав, когда он утверждает себя, свое божественное Я, но когда он с уверенностью правоты, свойственной божественному Я, утверждает свое животное или тщеславное , свое честолюбивое, исключительное Я, тогда он ужасен.
___
Если человек любит только себя, то он непременно придет к гордости. Гордость это только любовь к одному себе.
___
Для многих людей слово любовь совсем не соответствует тому понятию, которое мы все соединяем со словом любовь. Она не есть для них деятельность добрая, дающая благо любящему и любимому. Любовь очень часто в представлении таких людей, признающих жизнь в животной личности, то самое чувство, вследствии которого для блага своего ребенка мать отнимает, посредством найма кормилицы, у другого ребенка молоко его матери ; то чувство, по которому любящий женщину страдает от этой любви и заставляет ее страдать, соблазняя ее, или из ревности гудит себя и ее; это то чувство, по которому люди одного, любимого ими товарищества, наносят вред другим, чтобы отстаивать своих; это то чувство, по которому мучает сам себя над "любимым" занятием и этим же занятием прииняет горе страдания окружающим его людей; это то чувство, по которому люди не могут стерпеть оскорбления любимому отечеству и устилают поля убитыми и ранеными своими и чужими. Чувства эти не любовь, потому что те люди, которые испытывают их, не признают всех людей равными. А без признания равенства людей не может быть и истинной любви к людям.
___
Кто любит отца или мать более, нежели Меня, недостоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, недостоин Меня.
Мо.Х, 37.
___
Ты говоришь, что ты из любви к семье, к детям, чтобы избавить их от нужды, вынужден поступать против своей совести. Но твои поступки против совести, поступки отца и воспитателя детей, гораздо больше вредны твоим детям , чем какая бы то ни была нужда.
Семейная связь только тогда тверда и дает благо людям, когда она не только семейная, но и религиозная, когда все члены семьи веруют одному Богу и закону Его.
Без этого семья источник не рабости, но страдания.
___
Для христианина семья никак не служит оправданием недобрых поступков уже по одному тому, что семья, брак никогда небыли проповедуемы Христом.
Кана галилейская так же мало проповедует брак, как положение Закхея-взимание податей. Семья есть последствие животной жизни человека и потому последствие это должно быть по-христиански исправленно, но никак не может быть оправданием новых отступлений от учения Христа о любви ко всем.
___
Мы часто судим о людях: одного называем добрым, другого злым, одного глупым, другого умным. А этого нельзя делать: человек течет как река. Он каждый день тот же и не тот же: был глуп, стал умен: был зол, стал добр, и наоборот. Нельзя судить человека. Какой он? Ты осудил, а он уже другой.
___
соблазн гордости может быть уничтожен только признанием единства духа, живущего во всех людях. Понявши это, человек не может считать ни себя ни своих близких выше, лучше других.
___
Чем легче и менее плотно вещество, тем более оно занимает места. Так же и гордость.
...
Человек должен служить одному из двух: Богу или себе. Если Богу, то он должен бороться с грехом. Если себе, то незачем ему бороться с грехами. Ему нужно только то, что принято делать всеми.
___
Выгода служения Богу перед служениям людям та, что перед людьми невольно хочешь выказываться в лучшем свете и огорчаешься, когда тебя выставляют в дурном. Перед Богом ничего этого нет. Он знает тебя, каков ты, и перед Ним никто тебя ни восхвалит, ни оклеветать не может, так что тебе не нужно стараться казаться, а нужно только быть лучше, чем ты есть.
___
Просматривая историю человечества, мы то и дело замечаем, что самые явные нелепости сходили для людей за несомненные истины, что целые народы делались жертвой диких суеверий и унижались пред подобными себе смертными, нередко идиотами или сластолюбцами, которых их воображение превращало в представителей Божества; что огромные массы народа изнывали в рабстве, страдали и умирали с голода ради того, чтобы люди, жившие их трудами, могли нести праздную и роскошную жизнь. И причиной такого господства заблуждений всегда было желание следовать общественному мнению, делать не то, что велит совесть, а то, что большинство людей считает хорошим.
___
Не уважение к преданию не сделало 1/1000 того зла, которое производит это уважение к обычаям, законам, учреждениям, не имеющим в наше время никакого разумного оправдания.
___
Как похоть вкуса есть неоюходимое условие развития ребенка, так и тщеславие необходимое условие развития в дальнейшем возрасте. Но и того и другого слишком много и без того заложено в природу человека, чтобы развивать их воспитанием.
___
Хорошо быть руганным, но еще лучше быть полезным. И обе вещи сходятся. Если для блага людей будешь обличать их, будешь и руган, будешь и полезен.
___
Мы можем получать большую пользу от осуждений, и тем большую, чем больше осуждение проникнуто злобой. Как серная кислота, выедает грязь во всех закоулках , так и злобное осуждение подмечает и выставляет все то гадкое, что есть в нас. Сам не заметил бы, а злобное осуждение открывает тебе твои слабости.
Да, как вредна всегда похвала, так полезно осуждение, когда хочешь и умеешь воспользоваться им.
___
Мудрый человек огорчается своим безсилием сделать то добро, которого он желает , но не огорчается тем, что люди не знают его или ложно судят о нем.
Китайская мудрость.
___
...
Богатому плохо живется,- и от того, что он не может быть спокоен, а всегда боится за свое богатство, и от того, что чем больше богатства, тем больше забот и дел. А главное, от того плохо живется богатому, что ему можно сходиться только с немногими людьми, с такими же, как он, богатыми. С остальными же, с бедными, ему нельзя соходиться. Если сойтись с бедными, слишком ясно виден грех богатства.
___
Богатые благотворители не видят того, что - то, чем они мнимо благодетельствуют бедному, они вырвали из рук часто еще более бедных.
___
Бродяга есть необходимое дополнение к миллионеру.
Генри Джордж.
___
Вы не можете основать Христова братства там, где с одной стороны невежество, нищета, рабство и развращенность, а с другой стороны культура, богатство и власть мешают взаимно уважать и любить друг друга.
Иосиф Мадзини.
___
По недостаткудоверия к себе люди с величайшим старанием поддерживают установившиеся порядки: они до того погрязли в материальных интересах, что на проявление души человеческой , выражающиеся в отношениях к людям, смотрят только с точки зрения улучшения своего имущественного положения. Их уважение измеряется богатством того или другого, а не внутренним достоинством человека. Но человек истинно-просвященный стыдится своих владений, своих денег из уважения к своему разумному Я.
Эмерсон.
___
Я вижу всюду заговор богачей, ищущих своей собственной выгоды под именем и под предлогом общего блага.
Томас Моор.
___
Тела мужчин и женщин, а тем более их души не должны быть покупаемы или продаваемы. А если это так, точно также не должна быть продаваема земля , потому что это вещь, необходимая для поддержания тел и душ людских.
Джон Рёскин.
___
Куда денется нищета, если каждый будет искать, прежде всего, царствия Божия и правды Его? То-есть, если , добровольно покоряясь закону Бога, каждый будет стремится к добросовестному исполнению обязанностей , налагаемых этим законом?
Нищета-дочь несправедливости, любостяжания, преступного презрения к священным обязанностям человечества,- столь общего и постоянного нарушения их , что мы, вследствие ужасающего помрачнения нашей совести , привыкли даже считать нищету необходимым условием порядка жизни. Итак, да приидет Царствие Твое, Господи; да будет закон Твой законом обновления мира; да не будет нагота уделом трех четвертей человеческого рода; да будет мир не жилищем ожесточенных и вредящих друг другу врагов, а жилищем братьев, рвущихся друг к другу на помощь. Умножаясь ежедневно , да сплотятся сыны Божии для уничтожения зла , для низложения храма сатаны и для построения Твоего Храма из его развалин.
Ламенэ.
___